СОГЛАСОВАНО
Заместитель Главы Администрации
Фировского района
Руководитель Отдела образования:
___________ О.Н. Балуева
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы:
_________ Р.А. Шаповалова
Приказ № от _________
Принято на заседании педагогического совета школы
Протокол № от ______________
МБОУ Новосельская основная общеобразовательная школа
П О Л О Ж Е Н И Е
о предпрофильной подготовке
1. Общие положения.
Настоящее положение определяет цели, задачи, содержание работы по организации предпрофильной подготовки в МБОУ Новосельская ООШ.
Основная цель организации предпрофильной подготовки - создание образовательного пространства, способствующего самоопределению обучающихся девятого класса, через организацию курсов по выбору, информационную работу и профильную ориентацию.
Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки обучающихся основ¬ной школы, содействующей их успешному самоопределению по завершению основного общего образования и обоснованному выбору пути продолжения образо¬вания.
2. Содержание предпрофильной подготовки
2.1. Предпрофильная подготовка включает в себя:
- информационную работу;
- ориентационную работу;
- курсы по выбору обучающихся;
- сбор портфолио ученика.
Информационная работа – это информирование обучающихся в отношении возможного выбора профиля обучения и образовательного учреждения, ведущих способов деятельности в том или ином профиле, а также направлений продолжения обучения в системе общего, начального или среднего профессионального образования.
Ориентационная работа – оказание обучающимся психолого-педа-гогической поддержки в принятии решения выбора профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда. Профильная ориентация и психолого-педагогическая диагностика, анкетирование, консультирование, организация «пробы сил» имеют целью оказание обучающимся психолого-педагогической поддержки и проектирование продолжения обучения в профильных и универсальных классах старшей ступени, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Профильная ориентация способствует принятию школьниками решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.
Курсы по выбору – это учебные курсы, которые реализуются в рамках предпрофильной подготовки обучающихся основной школы и решают ряд специальных образовательных задач. В школе реализуются два вида курсов: предметно-ориентированные и межпредметные (ориентационные). Содержание и форма организации предметно-ориентированных курсов направлены на расширение знаний ученика по тому или иному учебному предмету. Межпредметные курсы представляют собой занятия, способствующие самоопределению ученика относительно способа продолжения образования.
Портфолио – это совокупность индивидуальных учебных достижений обучающегося.
3. Организация предпрофильной подготовки
3.1. Предпрофильная подготовка в 9 классах реализуется через ведение курсов по выбору.
3.2. Обучающимся предлагается широкий спектр курсов, из которых они выбирают наиболее приемлемые, интересные, нужные для дальнейшего обучения.
3.3. Базовый минимальный объем предпрофильной подготовки в 9 классе составляет 102 часа, из них 2 часа в неделю (т.е. 68 часов в год) определяются на краткосрочные (от месяца до полугодия) курсы, 34 часа отводятся на информационную и профориентационную работу с обучающимися.
3.4. В качестве дополнительных возможностей для организации предпрофильной подготовки возможно:
- индивидуализировать процесс обучения, более активно применять проектные и исследовательские формы;
- использовать ресурсы дополнительного образования в целях профессиональной ориентации школьников, «приближения» их к возможному выбору профиля, удовлетворению их индивидуальных образовательных интересов;
- использовать современные информационные и коммуникационные технологии.
3.5. Успешность прохождения программ курсов по выбору оценивается педагогом нетрадиционными способами (зачет, выступление, публичная защита и т.д.).
4. Обеспечение предпрофильной подготовки
4.1. Для обеспечения деятельности по ведению предпрофильной подготовки администрация образовательного учреждения:
- создает необходимые условия для повышения квалификации педагогических работников по содержанию предпрофильной подготовки в школе;
- организует образовательный процесс и методическую работу в соответствии с требованиями и особенностями содержания образования в условиях предпрофильной подготовки;
- осуществляет мониторинг качества предпрофильной подготовки.
4.2. Методическое обеспечение курсов по выбору включает:
- программу курсов, материалы для учителя, справочную литературу;
- систему творческих заданий для обучающихся, материалы для проектной деятельности, исследований;
- оборудование для проведения экспериментов, проектной деятельности;
- контрольно-измерительные материалы по освоению программы курса.
4.3. Программы курсов по выбору должны быть утверждены на методическом совете школы.
5. Функции заместителя директора школы, организующего предпрофильную подготовку
В функции заместителя директора школы, которому поручена организация предпрофильной подготовки, входит:
5.1. Разработка основных направлений и форм предпрофильной подготовки в школе на основе:
- анализа педагогического потенциала школы - её кадровых, методических и материально-технических ресурсов;
- изучения образовательных запросов обучающихся и их родителей посредством анкетирования и собеседований;
- взаимодействия с другими образовательными учреждениями муниципальной образовательной сети для реализации образовательных запросов учеников на их базе.
5.2. Формирование плана и расписания курсов по выбору и других мероприятий предпрофильной подготовки.
5.3. Сопровождение предпрофильной подготовки, осуществляемой школой:
- анализ динамики образовательных запросов учеников и их готовности к выбору профиля;
- контроль школьной документации по предпрофильной подготовке;
- организация консультирования школьников для определения оптимального выбора курсов предпрофильной подготовки и будущего профиля.
5.4. Составление отчётов по результатам предпрофильной подготовки учеников школы.
6. Документация и отчётность
Образовательное учреждение имеет следующие документы:
6.1. Положение о предпрофильной подготовке.
6.2. Положение об элективных курсах (курсах по выбору).
6.2. Журнал учёта занятий курсов по выбору.
6.3. Программы курсов по выбору
6.4. Расписание курсов по выбору.